На Главную


ПЯТИДЕСЯТНИЦА: ШАВУОТ

Герман Вук

В древности утром на второй день Пасхи евреи приносили в Храм меру (или омер) ячменя, чтобы совершить церемонию, прославляющую пробуждение земли, ее плодородие. Ячмень - рано произрастающий злак. Практически с этого омера ячменя каждый год начинается период жатвы. Плоды нового урожая в Палестине запрещалось употреблять в пищу до тех пор, пока не закончится обряд сбора ячменя. Пшеница в Палестине созревала примерно на семь недель позже. Иудаизм превратил этот промежуток времени в один из своих главных временных символов, называемый отсчетом дней омера. Начиная с того дня, когда мера ячменя приносилась в Храм, отсчитывалось семь полных недель. На пятидесятый день у еврейского народа начинался летний праздник - Шавуот. Иерусалим становился центром второго массового паломничества, и на этот раз паломники приносили в дар Храму первые плоды своих полей и садов.
Этим объясняется название праздника. Шавуот - на иврите множественное число от слова шавуа (неделя). Пятидесятница (по-гречески - пентекост) указывает на пятидесятый день.
Пятидесятница продолжается только один день (за пределами Израиля - два дня). В эпоху Храма этот праздник сопровождался обрядами, знаменующими жатву. В настоящее время помимо правил, касающихся обычной субботы, и правил соблюдения Святого Дня у праздника Шавуот нет никаких конкретных символов. Талмуд называет его ацерет, то есть день последнего собрания, намекая на то, что в этот день заканчиваются религиозные церемонии, начинающиеся в Пасху. Уход евреев из Египта был началом событий, связанных с Исходом; кульминацией было откровение на Синае.
Анализируя повествовательные главы Исхода, раввины установили, что откровение на Синае произошло ровно через пятьдесят дней после второго дня Пасхи, то есть именно в Шавуот. Поэтому летний праздник стал также днем, когда отмечается годовщина откровения на Синае. А с исчезновением обрядов, связанных со сбором урожая, это значение стало главным, и теперь Шавуот - это прежде всего день, когда мы празднуем дарование евреям Закона. Шавуот, в отличие от остальных праздников, мало упоминается в еврейских законах и в еврейском художественном творчестве. В Талмуде нет никакого особого трактата о празднике Шавуот. Указания, какими правилами следует руководствоваться, празднуя Шавуот, вкраплены среди описаний законов, касающихся земледелия и религии.
Древний обычай предписывает в этот день употреблять в пищу главным образом молочные продукты. Этот обычай способствовал появлению нескольких изысканных национальных еврейских блюд, которые часто нравятся людям, не любящим ничего другого, связанного с верой их предков. От тех древних времен, когда в праздник Шавуот паломники заполняли Иерусалим и когда принесенные ими овощи и фрукты складывались в Храме и на улицах города, идет обычай украшать в Шавуот синагоги и квартиры цветами и зелеными ветвями.
Период отсчета (или сефиры) Шавуот от Песах стал в диаспоре чем-то вроде периода национального траура. Традиция связывает это с эпидемией чумы, во время которой некогда погибли тысячи учеников рабби Акивы. Символы отсчета дней и ожидания навевали евреям рассеяния тревожные мысли, и пятьдесят дней от Песах до Шавуот были временем печали: религиозные евреи избегают что-либо праздновать, свадьбы откладываются до тридцать третьего дня, лаг б`омер, когда, по преданию, чума кончилась. На тридцать третий день, по традиции, не учатся еврейские школьники и студенты - вместо учения они в этот день организуют веселые игры и пикники.

Глава из книги: Герман Вук "Это Б-г мой. Еврейский образ жизни

Источник:
http://www.il4u.org.il/tradition/wuk/index.html

 
На Главную
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
 
 

Новости

В Михайловск привезли мощи святой Матроны Московской
Мощи и икона одной из самых почитаемых святых были доставлены по благословлению митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла. Поклониться святыне жители Михайловска смогут в храме великомученика Артемия жилого района «Гармония» в период со 2 по 8 мая.
Память в камне: как волонтеры спасают старые могилы
День поминовения усопших, или Радуницу, отмечают православные верующие. В Беларуси, по традиции, люди едут на кладбище на могилы родных и близких. Найти могилы родных людям зачастую помогают историки и волонтеры, рассказывает корреспондент телеканала «МИР 24» Анна Данилюк.
В Оренбурге средствами благотворителей будет построен храм
На Красной площади в Оренбурге уже освятили место под строительство храма во имя святого равноапостольного царя Константина и царицы Елены В районе парка «Марсово поля» на набережной реки Урал планируется строительство нового храма.
Пороки современного общества обсудили за круглым столом в ДГУНХ
Круглый стол «Пороки современного общества» состоялся 25 апреля в Дагестанском государственном университете народного хозяйства, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе вуза.

 

Публикации сайта "Агиограф" разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.