На Главную


Историческая правда вместо "чудес" вокруг да около

Проф. Дулуман Евграф Каленьевич -
доктор философских наук, кандидат богословия


Уже четверть столетия не утихают богословские, научные и квазинаучные дискуссии вокруг Туринской Плащаницы. Эхо этих дискуссий доходило и до доходит до граждан бывшего СССР, отфильтровывается и звучит в крайне одностороннем, невиданном для Западного христианского мира, виде. С начала перестройки в нашей стране не было опубликовано ни одного спокойного, всестороннего и отстороненного отчета о том, что делается вокруг Туринской Плащаницы. Писалось или о том, что Туринская Плащаница - чудо и - баста; или ее исследователи получают такие данные, которые никакими известными науке естественными причинами до сих пор объяснить нельзя. Слово, и во втором случае если уж не чудо, то сверхъестественная загадка.
Создаются легенды не только вокруг Туринской Плащаницы, а и вокруг самого исследования... Вот одна из претендующих на достоверную историю. Говорят...
Ох, уж мне эти "Говорят": засели в горле и сводят руку! Но ведь не только говорят, но и пишут на всех языках столько, что от чтения всего этого рябит в глазах и голова идет обертом. Один перечень книг, брошюр и статей, которые "разрабатывают" тему о Туринской Плащанице, занимает более 120 страниц текста. А посему поэтому, чтобы ввести в курс дела и в сознательный процесс чтения посетителей нашего сайта, большинство из которых "не в курсе", начнем с самого дальнего начала - с Библии.

Часть 1

1. "Плащаница" в евангельских рассказах
2. Плащаницы Иисуса апостолы не трогали, не забирали и не хранили
З. Христианство от "поклонения в Духе и Истине" - до поклонения реликвиям.
4. Культ Плащаницы в христианстве.
5. Свидетельство современников о времени появление Туринской плащаницы.


1. "Плащаница" в евангельских рассказах

В Библии говорится, что умершего на кресте Иисуса Христа Иосиф из Арамафеи, ученик Иисуса, но тайный - из страха от Иудеев ( "страха ради iудейска", - красиво написано в церковно-славянской Библии. - Е.Д.), просил Пилата, чтобы снять Тело Иисуса. И Пилат позволил. Он пришел и снял Тело Иисуса. Пришел также и Никодим, приходивший прежде к Иисусу ночью , (См. Евангелие от Иоанна, 3:12) и принес состав из смирны и алоя, литр около ста.
Итак, они взяли Тело Иисуса и обвили его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребают иудеи.
На том месте, где он распят, был сад, а в саду новая могила, в которой еще никто не был положен. Там положили Иисуса ради пятницы иудейской, потому что могила была близко.
(Евангелие от Иоанна, 20:38-42)

Примечание: У иудеев не было и нет "обыкновения" вымачивать пелены, в которые заворачивают покойника, в благовониях. А в сто литрах смеси смирны с алоем не только пелены, а все Тело Иисуса Христа можно было искупать. Обычай употреблять благовония для тела покойника был только у египтян, которые бальзамировали тела умерших фараонов да некоторых жрецов и состоятельных людей...
Но не будем придираться к тексту священного и непогрешимого Евангелия. Будем читать дальше.
Пролежав в могиле полтора ночи и один день, Иисус Христос в ночь с субботы на воскресенье воскрес. В воскресенье очень рано, затемно, Мария Магдалина и жены-мироносицы с нею наведалась до могилы Иисуса Христа и узнали о Его воскресеньи из мертвых. Об этом они сообщили ученикам Иисуса Христа.
Тот час вышел Петр и другой ученик (Иоанн) и пошли к могиле.
Они побежали оба вместе, но Иоанн бежал скорее Петра и пришел к могиле
первый, и, наклонившись, увидел лежащие пелены, но не вошел туда,
где был похоронен Иисус. Вслед за ним приходит Симон Петр, входит в склеп и видит
только одни пелены лежащие и плат, который был на голове Его,
но особо свитый на другом месте.
(Иоанна, 20:3-7)
О "пеленах лежащих" ("фб пипнйб мпнб", та офониа мова - в греческой Септуагинте, "linteamina posita" - в латинской Вульгате) в могиле воскресшего Иисуса пишется также в Евангелии от Луки (24;12). Офонией в Греции, линтеаминой в Риме вообще называли длинный плат сотканной материи, готовой к пошиву из нее одежды. В Библии слово "Пелены" встречается в значении именно длинного куска материи, котором может быть покрыто тело (Иова, 39:9; Иезекииля, 16:4) или котором можно спеленать младенца (Луки, 2:12).
В иудейском культе для заматывания покойника употреблялись два куска материи. Один - длинный, для заматывания всего корпуса и ног, который назывался "Синдон". Такое выражение встречается в Новом завете только один раз в Евангелии от Матфея (27:57). В церковно-славянском издании Библии "Синдон" переводится как "Плащаница". Другой - меньший, которым заматывали голову, и назывался "Сударион". В церковной практике греки называют "Пелены", в которые было завернуто тело Иисуса, словом "уйндпн"(Синдон). Именно это греческое слово "Синдон" в синодальном издании Библии переводится как "Плащаница": "Взяв Тело Иисуса, Иосиф Аримафейский обвил его чистой плащаницей" (Матфея, 27:59).
О плате на голове покойника и в греческой Септуагинте, и в латинской Вульгате пишется одинаково - "упхдбсйпн" (сударион), "sudarium"(судариум), как эта часть погребального элемента называется в иудейском культе. В русском переводе эту часть погребальных одежд Иисуса Христа называют "Плат"(Платок). В христианском культе употребляется общее название для всех составных погребального покрытия покойника - пелены, Синдон, офония, линтеамин или, по-английски - Шроуд (Shrode). В церковно-славянском языке, а отсюда - в языке всех славянских народов, погребальные одежды, саван, Христа называется "Плащаница". Слово происходит от названия верхней легкой и плотной - непромокаемой, под дождь - одежды. У слова "Плащаницы" - родственный, смысловой и грамматический, корень со словом "Плащ". В дальнейшем на протяжении всей статьи слово "Плащаница" обозначает погребальные одежды евангельского Иисуса Христа.
В евангелиях сохранен еще один эпизод предуготовительных действий по отношению к телу умершего Иисуса. Евангелия сообщают, что за всеми событиями, сопровождавшими распятие и смерть Иисуса, до самого вечера "смотрели издали многие женщины, которые следовали за Иисусом из Галилеи, служа ему." (Матфея, 27:55-59; Лука, 24;49). Все эти женщины "смотрели издали" до тех пор, пока не увидели "закрытия Иисуса в гробу". Женщины даже посидели перед закрытом гробом. После описания всего этого в Евангелии от Луки пишется: "День тот была пятница, и наступила суббота...последовавшие женщины, возвратившись же приготовили благовония и масти; и в субботу остались в покое по заповеди"(23:54-56).
Как?! Наступила суббота, а сопровождавшие Иисуса Христа женщины, вернувшись домой, занялись приготовлением благовония и масти? Это невероятно! С наступлением субботы евреям строго-настрого запрещается работать, что-то делать. Тем более, что сам Лука говорит, что женщины "в субботу остались в покое по заповеди".
Кроме нелепого сообщения в Евангелии от Луки имеется прямо противоположное ему и не менее нелепое утверждение в Евангелии от Марка: "По прошествии субботы Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти - помазать Его" (16:1). Значит, жены-мироносицы не приготовили благовоние и масло еще вечером (или ночью) с субботы на воскресенье, как то говорит Лука; значит, они только по прошествии субботы купили ароматы для помазания Иисуса. Кто же из них - Лука или Марк - говорит правду, а кто из них - Лука или Марк - врет? Но, противореча Луке, Марк сумел ввернуть и свою собственную нелепость. Оказывается, что жены-мироносицы сумели где-то разыскать в Иерусалиме такую лавку, в которой открылась было торговля ночью с субботы на воскресенье, и купить там ароматы? [Марк сам говорит, что у гроба Иисуса жены-мироносицы появились "весьма рано" (16:2), а Иоанн добавляет, что "когда было еще темно" (20:1).] Это - невероятно!!
Наконец, по сообщениям евангелий жены-мироносицы видели все от распятиях Иисуса до Его погребения в могиле. Следовательно, они видели, что Никодим буквально замочил Синдон, сударион и все Тело Иисуса в 100 литрах благовонных масел. Следовательно, женам-мироносицам не за чем было готовить еще и свои благовония для тела Иисуса. Не случайно евангелист Матфей ничего не говорит о благовониях женщин, а пишет, что "Мария Магдалина и другая Мария пришли посмотреть гроб" (28:1).Это же повторяет евангелист Иоанн, и ничего не говорит о благовониях у женщин (20:1).

2. Плащаницы Иисуса апостолы не трогали, не забирали и не хранили

В Библии нигде не упоминается о том, что ближайшее окружение Христа, увидев оставшиеся после воскресения погребальные пелены их Учителя, предпринимали какие-либо дополнительные действия по отношению к ним, - по отношению к погребальным пеленам своего Учителя.
Прикосновение к ритуальным одежам покойника оскверняло верующего иудея, делало его нечистым и, согласно библейских законов, лишало на определенное время общения со своими единоверцами (Чисел, 5:2; 19:13-20; 31:19; Левит:22:4; Иезекииля, 44:25-26). Правоверному иудея никогда, ни при каких условиях и в голову не приходит мысль взять, хранить или благоговеть перед пеленами покойника. А последователи Иисуса Христа продолжали в глубине души считать себя правоверными иудеями.
Если верить евангельским рассказам, то само погребение Иисуса Христа вызвало переполох среди книжников и фарисеев, которые побежали к местным властям с предупреждениями о возможном обмане со стороны апостолов; требовали охраны для гроба Иисуса (Матфея 27:62-66), а потом подкупали стражей, чтобы те врали: "Скажите, что ученики Его, пришед ночью, украли его, когда мы спали. И если слух об этой дойдет до правителя (Пилата - Е.Д.), мы убедим Его и вас от неприятности избавим. Они, взявши деньги, поступили, как научены были. И пронеслось сие между иудеями до сего дня"" (Матфея, 28:13-15). В этих условиях, даже при желании, апостолам было не до того, чтобы уносить погребальные одежды Иисуса Христа. Более того, наличие в могиле Иисуса его погребальных одеяний было дополнительным и весьма веским доказательством воскресения Учителя апостолов. Если уж кому-то было выгодно и крайне необходимо унести и уничтожить без остатка пелены воскресшего Иисуса Христа, так это исключительно и только враждебным Иисусу Христу евреям.
В руки апостолов ритуальные погребальные одежды Иисуса Христа попасть никак не могли. Да у апостолов и нужды в этих пеленах, в этой Плащанице, не было. Они видели воскресшего живого Учителя, разговаривали с ним, шли с ним по дороге, вместе обедали в комнате, ели рыбу на берегу озера Тивериадского, выходили на гору...(Матфея, 28:9-20; Марка, 16:9-19; Луки, 13-52; Иоанна, 20:14-29; 21:1-22; Деяния, 1:3-10).
Зачем после всего этого и к чему ученикам Иисуса Христа были нужны погребальные, да еще вымоченным в смирне и алое, пелены, в которые заворачивали покойника, - их умершего Учителя?

З. Христианство от "поклонения в Духе и Истине" - до поклонения реликвиям.

Первые христиане - и по рассказам Библии, и по всесторонним свидетельствам достоверных исторических данных - молились своему Богу "В Духе и в Истине" ( Иоанна, 4:23-24); а по свидетельству Плиния Младшего (родился в 61 умер в 114 году) - "поют Христу, как Богу". Кроме крещения в воде и возложения рук, у первых христиан до начала 3-го столетия никаких обрядов и никаких предметов поклонения не было. С третьего столетия, когда христианские общины окончательно порвали свои связи с иудаизмом и пополнялись только за счет язычников, новокрещенные иногда проявляли склонность к соблюдению своих бывших, языческих, обрядов и святынь. Такие попытки при самих их всходах, на корню, уничтожались идеологически и организационно. Церковные верхи того времени блюли чистоту первоначального, апостольских времен, христианства. Когда среди христианских общин появились изображения рыбы, которые символизировали собой Иисуса Христа (Греческое название рыбы "Ихфиос" истолковывалось как сочетание первых букв выражения: "Иисус Христос Сын Бога, Спаситель) и креста, как символа спасения через страдания на земле, то ряд церковных авторитетов (Тертуллиан, Ириней Лионский, Иустин Мученик-Философ и другие) громогласно заявляли, что христиане не поклоняются этим символическим изображениям. Понятно, что никаких реликвий, достойных поклонению, христианство до 4 столетия не знало. Став государственной религией, христианская церковь постепенно - не без колебаний и не без мук - вводит обряды, обрастает культовыми предметами. Но только на соборах в 787, а затем окончательно - в 843 годах христианская церковь предписала к обязательному исполнению строго установленных обрядов и порядка богослужений, молебнов и молитв; поклонение иконам, христианским реликвиям и, в обязательном порядке, церковной иерархии. (Не могу удержаться, чтобы не поделиться своими богословскими знаниями... Во время архиерейского богослужения Церковный Устав предписывает, чтобы диакон покадил (взмахнул кадилом) "Богу - Три раза... Архиерею - Девять раз".) В это время утверждаются к поклонению якобы уже найденным ранее реликвиям (крест, на котором распяли Иисуса Христа, остатки одежды апостолов, волосы Богородицы, мощи святых и тому подобное.) Начали появляться и материализоваться те вещи, о которых рассказывается в Библии. (Опять в скобках замечу, что все священные предметы и места в современном Иерусалиме - Голгофа, гроб Господень, путь Иисуса Христа от судилища до Голгофы, Горница Тайной вечери Иисуса Христа со своими апостолами, дорога входа Иисуса Христа в Иерусалим накануне своего распятия и все прочее, и все прочее, - это ни что иное как сооруженные в натуральную величину на открытом воздухе евангельские муляжи. Иерусалим дважды в 70 и в 135 году был до основания разрушен; от сооружений евангельских времен в нем не осталось камня на камне. После окончательного разрушения Иерусалима по нему плугом вдоль и поперек пропахали борозды. От старого Иерусалима осталась только часть крепостной стены длинной в 185 метров. Это так называемая "Стена плача". - И все!)
С конца 4-го столетия в христианстве полуофициально начинает собирать и почитать различного рода материализованные святыни. В условиях постоянно повышающегося спроса начинают по потребностям фабриковаться евангельский реликвии. В силу этого "находят" крест, на котором был распят Иисус Христос и сочиняют легенду об "обретении честного и животворящего креста Господня" ; отстраивают Иерусалим с его Голгофой, Гробом Господним, Крестной дорогой на Голгофе и так далее. После этого начинают почитать останки святых отцов - их мощи. Затем вводится поклонение иконам, обретение икон чудотворных. Начинается священная распродажа евангельских реликвий, дублирования этих реликвий. Установлено, что разошедшиеся по христианскому миру кусочки из Креста Господня в своей массе могли быть собраны не менее чем с нескольких сотен подобных Крестов. Среди библейских реликвий появляются слезы Богородицы, волосы младенца Иисуса, и даже кости тех тощих коров, которые приснились библейскому фараону (Бытие, 41:17-21). Еще больший спрос был на мощи, останки, умерших святых. В результате в церквах Востока и Запада накопилось у святого Григория 30 туловищ; у святого Филиппа - 18 голов, у святой Анны - 2 туловища, 8 голов, 6 рук и ног, у святого Андрея Первозванного - 5 туловищ, 6 голов, 17 рук и ног. В Евангелии от Луки рассказывается, что по приказу царя Ирода Антипы Иоанну Крестителю отрубили голову. Древние христианские сказания утверждали, что тело Иоанна Крестителя было сожжено вместе с его отрубленной головой. Но с 6 столетия церковники начали "обретать" головы Иоанна Крестителя и выставлять их на поклонения. Таким образом накопилось 7 "подлинных" голов Крестителя. На честь обретения каждой из голов в католической и православной церкви установлены отдельные, соблюдаемые до сих пор, праздники.
Среди реликвий свое особое место заняли Плащаницы Иисуса Христа. Они эпизодически начали появляться в недрах Византийского православья, но с момента Крестовых походов - значительно плодится на Западе, в римо-католической церкви. Плащаницы быстро и прочно вошли в культовую практику христианской церкви; поклонение ей ввели в Устав обязательного церковного богослужения. В Страстную пятницу, за два дня до праздника Пасхи, во всех православных и католических церквях проводиться специальное богослужение, во время которого "погребают" умершего Иисуса Христа и выставляют его Плащаницу для поклонения. Плащаницы, например, православной церкви, которая в обязательном порядке есть в каждом действующем храме, представляют собой иконописное изображение на специально уплотненном льняном полотне (редко - на доске) иконописного изображения лежащего во гробе Иисуса Христа, а вокруг Погребенного - Богородица, Мария Магдалина и жены-мироносицы, Иосиф Аримафейский, Никодим, апостол Иоанн.
Можно предположить, что в начальный период этих богослужений для поклонения выставлялись "подлинные" погребальные одежды Иисуса Христа, что привлекало к владеющему Плащаницей храму многочисленных молящихся. В ответ конкурирующих церкви и крупные храмах обзаводились собственными "подлинными" Плащаницами... Таким образом к 15 столетию в христианском мире исторически зафиксировано всего 40 Плащаниц Иисуса Христа. Часть из них поизносилась и исчезла, часть была уничтожена конкурентами, часть в силу разных причин не приобрела нужного авторитета у верующих... До сих пор продолжают существовать и выставляться для поклонения всего меньше десятка Плащаниц, самая древняя из них - находящийся в храме испанского города Овьедо Сударион (Sudarium in Oviedo) - имеет возраст 1200 лет ("обретён" в 8 столетии), а самая молодая и в тоже время самая известная сейчас - Туринская. Ниже речь будет идти исключительно о Туринской Плащанице.

2  3  4  5


 
На Главную
 
 
 
использует технологию Google и индексирует только интернет-библиотеки с книгами в свободном доступе
 
 
 
 

Новости

 

Публикации сайта "Агиограф" разрешены для некоммерческого использования без ограничений, если иное не оговорено особо.